WhatsApp, Alibaba и прочие стартапы: новый технологический пузырь?


Среди того, что заставляет нормальных людей думать об IT-индустрии как о сумасшедшем доме, не последнее место занимают суммы, в которые оценивается стоимость выходящих на фондовый рынок компаний, а также цены, за которые эти компании покупают малозначимые стартапы.

История других стартапов

Можно вспомнить стоимость Facebook в $104 млрд. в мае 2012 года или $19 млрд, за которые Facebook купила компанию и приложение WhatsApp в феврале 2014. Теперь к этому списку добавляется китайский интернет-гигант Alibaba, стоимость которого при IPO на Нью-Йоркской бирже оценили в $168 млрд. На этом может очень хорошо нажиться проявившая в 2005 году большую проницательность Yahoo, купившая тогда 40% акций Alibaba за $1 млрд; Yahoo по-прежнему владеет 22,4% акций компании, при желании может теперь продать их с большой выгодой.

Такие числа больше похожи на телефонные номера, так что неудивительны опасения, что перед нами маячит новый технологический «пузырь», наподобие случившегося в начале 2000-х годов. Этим опасениям был дан дополнительный импульс в докладе, опубликованном в августе PricewaterhouseCoopers, который показал, что венчурные капиталисты в США вкладывают всё большие суммы в технологические компании.

особенности IT индустрии

Во втором квартале 2014, например, венчурные инвестиции в компании на раннем этапе расширения выросли на 55% по сравнению с соответствующим кварталом прошлого года. Это крупнейший подъем таких инвестиций с последнего квартала 1999 года, когда закончился первый интернет-бум.

Все повторяется?

Ответ: нет, история не повторяется никогда. Все бумы имеют некоторые общие черты — вспышки иррационального изобилия или наличие дешёвых денег. Но конкретные обстоятельства каждый раз отличаются. В первом интернет-пузыре, например, большая часть денег была направлена на покупку серверов, аренду офисов и попытки купить долю маловероятных или несуществующих рынков.

В текущем буме не покупаются серверы, стартапы арендуют машинное время в службе Amazon Elastic Compute Cloud; их «офисы» часто виртуальные (хотя бы на первых порах), и они не тратят целые состояния на рекламу. Так что если всё и лопнет, на кону теперь стоит меньше.

Более интересный вопрос: имеет ли значение, если даже мы находимся в новом пузыре? Для частных инвесторов, очевидно, да. Но для общества в целом, возможно, нет. Как Уильям Джейнвей отметил в своей великолепной книге об инновациях, иррациональное изобилие, которое характеризует пузыри, также может быть полезно тем, что оно создаёт технологии, которые окажутся нужны в долгосрочной перспективе.

WhatsApp-Alibaba

Если хочется критики, то самая раздражающая черта текущего пузыря – это видение и амбиции основателей стартапов, которые, похоже, сильно сузились. Многие из них утверждают, конечно, что они хотят создать компанию, которая изменит мир и взорвёт рынок. Но на самом деле их стратегия заключается в создании продукта или услуги, которая достаточно интересна, чтобы заставить Google, Amazon, Facebook, Yahoo или Microsoft купить их.

Пример: WhatsApp, прекрасная компания с жизнеспособной бизнес-моделью, которая не зависит от мониторинга числа пользователей и которая управлялась парнем, заявлявшем о решимости создавать большое, жизнеспособное предприятие, заботящееся об интересах своих пользователей. Наверняка так он и думал, пока Facebook не предложил ему $19 млрд. Кто может обвинить его: в конце концов, живём только раз.

Важнее сиюминутных пузырей другое: едва ли не все страны сокращают расходы на долгосрочные фундаментальные исследования, которые необходимы для создания технологий будущего.

Нынешняя волна инноваций и экономического развития, активированная Интернетом, возникла только потому, что 60 лет назад правительство США финансировало проект, который породил ARPANET, а затем Интернет.

Частное предприятие, несомненно, могло создать компьютерные сети, но не создало бы свободную и открытую платформу для инноваций, где не требуется разрешений, которую мы получили в результате государственных инвестиций. В проигрыше от этого были бы все мы.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Для отправки комментария, поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных . Политика конфиденциальности

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.