Что лучше 8 или 16 клапанный двигатель


Четырехцилиндровый силовой агрегат внутреннего сгорания в настоящее время, безусловно, является наиболее распространенным двигателем для легковых автомобилей. Существуют две основных модификации таких моторов: 8-клапанная и 16-клапанная. Приверженцы каждой категории ведут бесконечные споры о том, какая модификация двигателя лучше. Чтобы аргументировано разобраться в этом вопросе, необходимо провести сравнение этих моторов по следующим параметрам:

  • мощность;
  • экономичность;
  • стоимость покупки и обслуживания;
  • ремонтные затраты;
  • пригодность для тюнинга.

Особенности конструкции

Главное различие устройства 8-клапанного и 16-клапанного двигателей определяется конструкцией головки блока цилиндров. У 8-клапанного мотора в каждом цилиндре расположены два клапана (впускной – для подачи смеси бензина и воздуха в камеру сгорания и выпускной – для вывода газов). Открывание и закрывание клапанов обеспечивается за счет вращения единственного распределительного вала.

На более прогрессивных 16-клапанных моделях в каждом цилиндре устанавливаются четыре клапана (пара впускных и пара выпускных). Газораспределительный механизм функционирует за счет вращения двух распредвалов, расположенных с разных сторон двигателя. Для плотного прижимания клапанов к распределительным валам в 16-клапанных моторах устанавливаются гидрокомпенсаторы.

Сравнение двигателей по мощности

При одинаковом объеме двигателя и числе цилиндров коэффициент полезного действия у 16-клапанного варианта больше на 10-15%. Удвоенное количество клапанов обеспечивает более быстрый впрыск топлива и отвод отработавших газов. Двигатель интенсивнее набирает рабочие обороты и, следовательно, обладает лучшей разгонной динамикой и максимальной скоростью. Также для 16-клапанного варианта характерны меньшая степень вибрации и более низкий уровень шума при работе.

В результате, 8-клапанный двигатель подразумевает спокойный стиль вождения, а для любителей высоких скоростей, резких обгонов и перестроений предпочтителен 16-клапанный вариант.

Оценка экономичности моторов

За счет своей конструкции 8-клапанные силовые агрегаты обладают более высоким расходом топлива. Это связано с медленным по сравнению с 16-клапанным двигателем циклом впуска топливной смеси и выпуска продуктов сгорания.С другой стороны 8-клапанные модели менее восприимчивы к качеству топлива: мотор стабильно работает на бензине АИ-92 без негативных последствий. 16-клапанный мотор требует более высокого октанового числа, стабильной теплоты сгорания и детонационной стойкости бензина. Точность работы газораспределительного механизма обеспечивает лучшие экологические показатели 16-клапанного агрегата за счет полного сгорания бензина.

Читайте:  Как поменять масло в коробке автомат на Фольксваген Поло седан

Интересный факт! Конструкция 8-клапанных силовых агрегатов хуже обеспечивает полное сжигание топлива, что приводит к выбросам в атмосферу окиси углерода и углекислого газа. По мнению экспертов при ужесточении требований экологических стандартов «ЕВРО» в недалеком будущем 8-клапанные моторы могут быть полностью сняты с производства.

Стоимость покупки и обслуживания

Надежный и неприхотливый 8-клапанный двигатель обладает меньшей стоимостью и простотой в обслуживании, однако конструктивные особенности требуют регулярной ручной регулировки зазоров клапанов и натяжения ремня ГРМ.

16-клапанный агрегат за счет применения гидрокомпенсаторов не предполагает физического вмешательства в процесс регулировки зазоров, однако он более требователен к свойствам моторного масла. Чтобы избежать закоксовывания гидрокомпенсаторов, следует применять только высококачественную синтетику, стоимость которой достаточно велика.

Применительно к ситуации на отечественном авторынке характерен следующий принцип: модели средних и топовых комплектаций обычно оснащаются 16-клапанными двигателями. Такие машины почти всегда есть в наличии или срок их доставки в салон минимален. Продажа модификаций «эконом» и «норма» с 8-клапанным мотором менее выгодна дилеру, поэтому иногда приходится ждать их появления несколько месяцев или вообще отправляться за покупкой в соседний регион.

Ремонтные затраты

Моторы выходят из строя по многим причинам. Для починки 8-клапанного двигателя за счет простоты его конструкции (один распредвал, восемь клапанов) понадобится меньшее количество запчастей, а, следовательно, общая стоимость ремонта будет ниже.

У 16-клапанного мотора верхняя часть значительно габаритнее, чем у его 8-клапанного собрата, и занимает практически все подкапотное пространство. Следовательно, доступ к большинству навесного оборудования (генератору, стартеру, термостату) серьезно затруднен. Это увеличивает временные затраты и трудоемкость ремонтных работ.

16-клапанные двигатели обладают более сложным устройством. Неустойчивое качество эксплуатационных жидкостей (топлива, масла, антифриза) часто приводят к поломкам 16-клапанных моторов именно по причине засорения разнообразными отложениями и осадочными примесями.

Читайте:  Передние тормозные колодки на Приору с АБС какие лучше

Многие автовладельцы знают о таком негативном свойстве 16-клапанных силовых агрегатов, как загиб клапанов при обрыве ремня газораспределительного механизма. Последствия подобной поломки можно увидеть в представленном видеоролике:

Такая проблема существует, но она зависит от исполнения конкретной модели двигателя, а не является характерной для всех моторов 16V. Более того, на многих современных 16-клапанных ДВС вместо ремня устанавливается более прочная и надежная цепь.

Напоминание! Чаще всего обрыв ремня ГРМ происходит по причине его несвоевременной замены или применения некачественных дешевых деталей.

При равных исходных условиях (характер эксплуатации, качество топлива и масла, величина пробега) для 8-клапанных и 16-клапанных моторов вступает в действие следующее правило: большее количество движущихся деталей – выше возможность поломки – дороже цена запчастей.

Возможности тюнинга

Для многих энтузиастов автомобиль – это не просто персональное транспортное средство, а основа для реализации своих технических проектов. С этой точки зрения 16-клапанный двигатель имеет более высокий потенциал как для программного чип-тюнинга, так и для механической модификации. Запас мощности предоставляет широкие возможности по применению альтернативных прошивок ЭБУ, а разнесенная компоновка мотора упрощает монтаж кастомизированных впускных и выпускных коллекторов и внесение усовершенствований в конструкцию блока цилиндров.

В качестве вывода, можно констатировать, что оба варианта двигателей имеют свои положительные и отрицательные стороны. Выбор между ними стоит делать, исходя из конкретного назначения автомобиля. Если требуется надежная и неприхотливая машина, недорогая в эксплуатации и ремонте, а динамика не играет роли, то выбирают 8-клапанный мотор. А любителям скорости и мощности, которые готовы к затратам на высококачественный бензин и моторное масло, идеально подойдут 16-клапанные модели.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для отправки комментария, поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных . Политика конфиденциальности

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.